пятница, 28 ноября 2008 г.

Окно настроек - Adjustment Window. Gnarl ;) (Выпуск 10)

Итак, мы умеем создавать базовую фрактальную форму, редактировать её и немного управлять её цветовой гаммой. Теперь мы находимся в ситуации, когда чего-то не хватает в созданном фрактале: цветовую бы гамму поменять в нём, повернуть бы его, сделать бы зум... Для всех эих операций предназначено окно настроек, Adjustment Window, которое вызывается либо из меню View->Adjust (F5), либо из панели инструментов кнопкой №11 (см. Рис. 16).

Окно настроек предназначено для финального управления внешним видом фрактала и состоит из четырёх закладок:

  1. Camera (камера) - отвечает за расположение воображаемой "камеры" (фото или видео), через которую мы смотрим на фрактал.
  2. Rendering (рендеринг) - отвечает за насыщенность цветовой гаммы фрактала.
  3. Gradient (градиент) - отвечает за градиент, которым фрактал раскрашен, то есть за его цветовую гамму.
  4. Image size (размер изображения) - отвечает за размеры окна предпросмотрщика.


Рис. 36: Общий вид окна Adjustment

Над закладками есть ряд полей, не изменяемых при смене закладок. Все эти поля, за исключением Scale (масштабирование, отмечено синим карандашом на Рис. 36), присутствуют лишь в 3D Hack версии апофизиса. В других версиях они отсутствуют, поскольку отвечают за трёхмерность фрактала, то есть за Z-координату. Но сначала скажем, что такое Scale. Scale - это масштабирование фрактала. То есть, это зуммирование фрактала без детализации. Поскольку фрактал - это фигура, в котором каждая деталь повторяет себя, то при умеличения параметра масштабирования некоторые детали могут "потеряться", не просчитаться, не прорисоваться.

Теперь по поводу Z-координаты. Изначально предполагается, что Z-ось (третья ось) перпендикулярна поверхности монитора (или параллельна поверхности стола, на котором стоит компьютер :)), а сам фрактал лежит в плоскости перпендикулярной Z-оси. За счёт этого, можно имитировать вид фрактала с точки зрения трёхмерного пространства и это делается при помощи параметров трёхмерности, к которым относятся:

  • Pitch (наклон) - позволяет наклонить Z-ось на некоторый угол. При этом будет наклоняться и сам фрактал, лежащий, как мы помним, в оси, перпендикулярной Z-оси.
  • Yaw (поворот) - позволяет повернуть плоскость фрактала, перпендикулярную Z-оси, вокруг этой самой Z-оси.
  • Hight (высота) - позволяет сместить плоскость фрактала вдоль Z-оси.
  • Perspective (перспектива) - позволяет приблизить воображаемую "камеру" (который мы, например, фотографируем фрактал) к плоскости фрактала и сымитировать перспективные искажения
  • DOF (глубина резко изображаемого пространства или ГРИП) - позволяет имтировать ГРИП.


Рис.37: 3D пример

Ну, например, на Рис. 37 показано изменение фрактала с учётом изменения параметров трёхмерности.

Ось Z наклонилась согласно параметру Pitch, что соответствует синей схематической линии на Рис. 37. Далее, параметр Yaw не равен нулю. Следовательно, фрактал повернут в плоскости перпендикулярной оси Z. Также красной стрелкой на Рис. 37 мы отметили, как фрактал сместился вверх по Z-оси согласно параметру Height. Наконец, мы исказили перспективу согласно параметру Perspective и схематически показали это в виде зелёного треугольника, отмеченный угол которого показывает точку нахождения "камеры". За счёт этого, более дальняя по отношению к "камере" часть фрактала (там, где находится сторона треугольника, противолежащая отмеченному углу) уменьшается, имитируя перспективное искажение. Параметр DOF мы не трогали.

Изменения всех параметров можно проводить в режиме drag-and-drop, то есть просто протаскивая мышку влево или вправо над названием параметра. Двойной щелчок по названию параметра устанавливает его значение в значение по умолчанию (например, ноль). Обратим также внимание на стрелочки в левом верхнем углу окошка, которые позволяют выполнять операции Undo (отменить модификацию) и Redo (повторить отменённую модификацию).

А теперь рассмотрим по порядку все закладки подробно.

Закладка Camera


Рис. 38: Закладка Camera

На данной закладке мы можем регулировать следующие параметры камеры, "фиксирующей" наш фрактал:

  • Zoom (зум) - эта опция позволяет вам "подъехать" к фракталу поближе, если вы хотите сфокусироваться на какой-то его части или детали, или "отъехать" от него подальше, если вы хотите обозреть больший фрагмент фрактала. Чем ближе вы рассматриваете фрактал, тем медленнее он будет генерироваться в предпросмотрщике и тем дольше будет время его рендеринга (существенно дольше!). Использование поля Scale, рассмотренного выше, существенно экономит время. Но при этом, теряются детали фрактала, доступные лишь при зуммировании.
  • X position (X-координата) - этот курсор позволяет сдвигать фрактал по X-оси предпросмотрщика, то есть влево-вправо. Для этого достаточно перетаскивать этот курсор мышкой, соответственно, влево-вправо.
  • Y position (Y-координата) - этот курсор позволяет сдвигать фрактал по Y-оси предпросмотрщика, то есть вверх-вниз. Для этого достаточно перетаскивать этот курсор мышкой, соответственно, вверх-вниз.
  • Rotation (поворот) - при помощи этого курсора вы можете вращать свой фрактал по часовой стрелке или против неё. Координатная ось вращается вместе с фракталом. Это означает, что после поворота, изменение, например, X-координаты не будет означать смещение фрактала влево или вправо, но вместо этого фрактал сместится по координатной X-оси, повёрнутой при помощи курсора Rotation.

Заметьте, что все курсоры оканчиваются полями ввода. То есть, как альтернатива, вы можете не пользоваться курсорами. Но вместо этого вы можете вводить точные данные, нужные вам.

Закладка Rendering


Рис. 39 Закладка Rendering

  • Gamma (гамма) - этот параметр или увеличит цветовую гамму (можно перетянуть курсор вправо или увеличить значение поля для ввода) вашего фрактала или уменьшит его (можно перетянуть курсор влево или уменбшить значение поля для ввода). Значения варьируются от 1 до 5. Значение по умолчанию равно 4 и оно не максимально. Это связано с тем, что при максимальном значении некоторые мелкие детали фрактала окрашиваются в другие цвета, отличающиеся от их окружения. И за счёт этого кажется, что фрактал очень шумный.
  • Brightness (яркость) - этот параметр соответственно увеличивает или уменьшает яркость каждого цвета из гаммы. Значения варьируются от 0 до 100. Чем выше значение (чем правее курсор), тем выше яркость. Значение по умолчанию равно 4.
  • Vibrancy (насыщенность) - этот параметр отвечает за вариацию гаммы. Значения изменяются на отрезке от 0 до 1, то есть от абсолютно белой гаммы (нет вариации) до гаммы, которая варьируется на 100% на данном градиенте.
  • Background (цвет фона) - здесь вы можете выбрать фоновый цвет вашего фрактала. Для этого достаточно один раз кликнуть по окошку с цветом. Откроется стандартное диалоговое окно по выбору цвета.

Закладка Gradient


Рис. 40: Закладка Gradient


Рис. 41: Меню градиента

На закладке градиента вы можете изменять градиент, в который окрашивается ваш фрактал. Сразу после названия закладки идёт тот самый градиент, который выбран. Правым щелчком мыши по нему можно вызвать выпадающее меню, показанное на Рис. 41. Пункты данного меню таковы:

  • Randomize (рандомизировать) - рандомизирует градиент согласно опциям Gradient.
  • Invert (инвертировать) - инвертирует текущий градиент.
  • Reverse (поменять направление) - меняет порядок цветов в текущем градиенте.
  • Smooth Palette (сгладить палитру) - запускает функцию сглаживания палитры (см. Smooth palette).
  • Gradient Browser (найти градиент) - открывает окно браузера, в котором вы можете выбрать другой градиент, то есть файл с расширением .ugr или .map (см. ниже). Или даже просто любой графичекий файл, например, .jpg с какой-то картинкой. В последнем случае цвета картинки будут организованы в градиент, которым и окрасится ваш фрактал.
  • Save Gradient (сохранить градиент) - сохраняет градиент в файл с расширением .ugr (что означает Ultra Fractal Gradient).
  • Save as Map file (сохранить, как градиентную карту) - сохраняет градиент в файл с расширением .map, совместимый с другим генератором фракталов Fractint.
  • Copy (копировать) - копирует градиент в буффер.
  • Paste (вставить) - вставляет градиент из буффера.

Рис. 42: Меню Rotate

Далее, под шкалой с графическим представлением градиента идёт курсор Rotate (см. Рис. 40). Если вы кликните по слову Rotate, то появится ещё одно выпадающее меню (см. Рис. 42) со следующими опциями:

  • Rotate (ротация) - вращает градиент.
  • Hue (оттенок) - настраивает оттенок градиента в 360°-ном цветовом пространстве.
  • Saturation (насыщенность) - настраивает насыщенность цветов градиента от градаций серого до "вырви глаз".
  • Brightness (яркость) - настраивает яркость градиента от чёрного до белого.
  • Contrast (контраст) - настраивает контраст градиента от сплошного серого пятна и до упора.
  • Blur (размытие) - настраивает смешивание цветов градиента от несмешанных до смешанных в однородную кашу.
  • Frequency (частота) - настраивает частоту градиента от нормальной до высокочастотной (сам исходный градиент ужимается по максимуму и дублируется на протяжении всей шкалы градиента).

После этого многозадачного курсора идёт выпадающее меню Preset, в котором вы можете выбрать любой градиент среди установленных по умолчанию (около 700 штук).

После шкалы Preset мы видим ряд кнопок: Copy, Paste, Open Gradient Browser, Smooth Palette. Все они обсуждены выше в пояснении к Рис. 41.

Закладка Image Size


Рис. 43: Закладка Image Size

На этой вкладке вы можете просто изменить окно предпросмотрщика при помощи полей Width (ширина) и Height (высота). Вы можете нажать на какую-либо кнопку Set, чтобы сохранить выбранный размер окна в качестве пресета.


Рис. 44: Качество отображения

В заключение хочу отметить, что в предпросмотрщике окна Adjustment выпадает маленькая менюшка (Рис. 44), в которой вы можете установить качество изображения предпросмотрщика окна Adjustment. Качество может быть низким (Low Quality), средним (Medium Quality) и высоким (High Quality). Можно также установить галочку в параметре Instant Preview, что гарантирует отображение модификаций в главном предпросмотрщике по мере возникновения этих модификаций, а не по закрытии окна Adjustment.

Теперь мы владеем всеми секретами модификации флеймов (но не их рендеринга!), поэтому приступим к практикуму!



Как устанавливать плагины в апофизису. Примеры из жизни

Напоследок, как обычно, порадуемся примерам сгенерированных фракталов, которые, кстати, выставлены в продажу. Но мы будеи не только глазеть на чужие шедевры, а пытаться создать свои! Поэтому с места в карьер будеи практиковаться созданию модных фракталов Gnarly.

Их создание требует установки дополнительных плагинов к апофизису. В частности, вам понадобится плагин Wave2, который можно скачать отсюда. Затем, в директории апофизиса создайте папку Plugins, в которую скопируйте waves2.dll из скачанного архива.

Теперь создайте файл с расширением .flame и следующим содержанием:

<flame name="Gnarl_base" version="Apophysis 2.08 beta 2" size="1024 1024" center="0 -0.335"
scale="307.2" oversample="1" filter="0.5" quality="50" background="0 0 0" brightness="10" gamma="2" >
<xform weight="0.3" color="0" symmetry="-1" linear="1"
coefs="0 0.417946 -0.417946 0 -0.093835 0.375029" />
<xform weight="15" color="0.1" symmetry="0.8" scry="0.003" waves2="1"
coefs="-0.500002 0.866025 -0.866025 -0.5 -0.418322 -0.435244"
waves2_freqx="-1" waves2_scalex="0.01" waves2_freqy="20" waves2_scaley="0.02" />
<palette count="256" format="RGB">
0800001800002C03003C00004D0000650000850300A21E00
B62F00C24F12C56B12CE5F12C65612C62F00BE2709C21209
B60700B60A00BA1609BE1609CE4209E66209F68609F69B1C
EE8A09EE8E25E27E12BE57098D30007D2B09650F09650009
6103005C0700590F094D18095507004007003C0300340700
3004002C04002C03003000002C00002807002404001C0000
5803094000092C03091804090F00091004091C0809280409
3003003400003400003000002800001C0400100000080009
0800090F00091C00002800002C0000300000380400380300
3400003000002800001C0000100000040000000000000000
000000000000000000000400000400000000000000000000
0400000804000C0400180400200400280409300409340309
4403095104006503007500008900099E0009B60009CA0700
D20A00CA0700BE0009AE0009910309710300590300440309
300709240409140000080000040000040000040000080400
1804002804003C03005403006D03007D03009100009E0000
A20000A20000A20000A20000A203009907099D0B00990000
9103008100006D0000590000490300340300240400100000
080000040000000000000000000000000000000000000000
000000000000000009040009000009000009000009000000
000000000000000000000000000000000400000400000000
0000000000000000000400001000002804003C0000490000
6100007100008500009D0000A60700B60700AE0A00AE0F09
A61D009D2309791E095D0F095D0B095C0B00590309580309
5003094C00004400004003004403004C0000590300690000
7900009100009E0000A20300991209A90700A60000AE0300
AE0000B20000B20300B60300BE0B09CE0E09EA3A09F6831C
F2B31CFABB25FAE954F6FE66FAFE8CFEF98CFAF166F2C32E
F69F2EBA5B25892B126537124C2712380B092C0B091C0400
100000040000040000000000000000000000000000040000
0804001008001804002407002804002000001C0000140000
0C0000080000040000000000000000000000000000040000
</palette>
</flame>

Откройте этот файл в апофизисе не 3D Hack и экспериментируйте на основе всех предыдущих статей. И, возможно, у вас получится сгенерировать вот такие прекрасные фракталы:

Автор AmorinaAshton

Не забывайте сохранять удачные флеймы. В будущих статьях мы научимся рендерить их в графические изображения в высоком разрешении.

5 комментариев:

irmurka комментирует...

привет! все замечательно! спасибо! а теперь скажите, пожалуйста, создать файл с расширением flame откуда? или где создать его? в ворде, к примеру? в апофисисе не создается файл.. и куда сохранить? в созданную папку плугинов? вам-то, конечно, все ясно, а я голову сломала :-(

irmurka комментирует...

в закладке "выбрать градиент" нет расширения jpeg, только ugr, map, а значит, и нет возможности выбрать фотографию в качестве градиента

irmurka комментирует...

но фото можно выбрать в Smooth Palette. фрактал окрашивается в цвета с фотографии

dreamersoul комментирует...

Изначально в 7 версии есть косяк: она пытается сохранить файл с дурным названием в несуществующую директорию.
Просто при попытке сохранения, записываем файл в корень, задав вручную путь, и более просто его назвав, например только английскими маленькими буквами, без пробелов.

Natalia Macheda комментирует...

Название начинается с Apophysis-blah-blah-blah? Да вполне нормальное название :)

И сохраняет файл, скорее всего, не в существующую директорию, а в директорию, защищённую виндой для автоматическолй записи файлов без указания прав "as administrator". Так что лучше указывать ручками, да.